Вопрос:Очень интересная ситуация и не менее интересный исход, как ликвидация рудника. На руднике посёлка может работать не менее 400 человек. Сегодняшним собственником принято выше интерпретированное решение, при этом люди остаются без работы и средств к существованию. Ведь есть выход! Во-первых, горняки говорят о том, что запасы есть, но и основной аргумент это то, что была произведена геологоразведка - подтверждающая их наличие. Если имеющиеся данные не являются аргументом и нужны дополнительные исследования, финансирование горно-капитальных работ, реконструкция надшахтных сооружений, в том числе копров, и для недропользователя (собственника) дальнейшая отработка финансово не выгодна и нерентабельна, то есть решение в аспекте возврата контракта государству и взятия данной ситуации на контроль Министерством Национальной экономики РК., либо выставление на продажу по "бросовой цене". Также хотелось бы уточнить важный нюанс, почему недропользователь на протяжении длительного времени извлекал выгоду, действуя в разрез с интересами жителей поселка, ведь I раздел «Общие положения» Конституции Республики Казахстан относительно права собственности гласит, что "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу", при этом, как уже упоминалось, за все время использованием природными ресурсами Белоусовского рудника для благосостояния жителей поселка не было сделано вообще ничего! На протяжении длительного времени из недр поселкового округа только извлекали выгоду, не давая ничего взамен, в сравнении с другими объектами, где строились школы, больницы, центры проведения досуга и оздоровления, сотрудникам выдавались квартиры! А теперь, когда процесс добычи стал более трудоемким и нерентабельным для собственника встал вопрос, а вернее ответ о ликвидации рудника. Поселок без рудника остается на грани неизбежного, а это повлечет за собой рост количества преступлений, а дети лишены будущего!
Нельзя и не отметить, что даже естественное природное затопление рудника грозит нарушением питьевого водоснабжения, загрязнением водоемов и заболачиванием местности в его окрестностях.
При затоплении оставшиеся в шахте минералы взаимодействуют с водой, делая ее непригодной ни для чего. По сути, это растворенная кислота, если эта вода будет попадать в водоносные горизонты, водозаборы и водоемы. Такого рода пролонгированные действия требуют детального анализа, а есть ли он в документации на ликвидацию - это большой вопрос. Думаю, что просто необходимо выполнение оценки влияния ликвидации на водные ресурсы, а именно устья шахт и штольни, улицы Тохтарова, долины р.Глубочанка, расположенных гипсометрически ниже горных выработок рудника, что снова интерпретирует о спровоцированном подтоплении. Еще один момент — как поведет себя массив горной породы по мере выработки. В данной ситуации возможны провалы. То есть, со временем в следствии естественного деформирования проходящего под посёлком рудника, Белоусовка может обвалиться.
В данном аспекте просим и помощи у Министерства экологии и природных ресурсов РК.
Переходя от частного к общему стоит и отметить тот факт, что ликвидация рудников может грозить экологической катастрофой!
Ответ:ТОО «Корпорация Казахмыс» рассмотрев петицию жителей поселка Белоусовка касательно спасения Белоусовского рудника Восточно-Казахстанской области, сообщает следующее.
ТОО «BM Mining» обладал правом недропользования по Контракту № 245 от 30.09.1998 года на проведение добычи полиметаллических руд Белоусовского месторождения в Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан (далее - Контракт).
Срок действия Контракта истек 04.12.2022 года.
Ниже представлены разъяснения на доводы жителей поселка Белоусовка.
1. «Во-первых, горняки говорят о том, что запасы есть, но и основной аргумент – это то, что произведена геологоразведка – подтверждающая их наличие»
На 01.01.2023 года на Белоусовском месторождении числятся запасы категории А, В, С1 руда 4391.2 тысяч тонн, в том числе медь 42 тысячи тонн, свинец 50.29 тысяч тонн, цинк 200.27 тысяч тонн, золото 1642.7 кг, серебро 52.35 тонны. Категории С2 8027 тысяч тонн.
Запасы в объёме 636.739 тысяч тонн, которые находятся в целиках НШЦ, ПЩЦ, МБЦ не представляется возможным отработать в связи с тем, что:
- отработка над штрековых и под штрековых целиков производится в отступающем порядке при полном погашении запасов на горизонте;
- запасы в меж блоковых целиках в большей части раздавлены, отработка невозможна;
- по залежи №1 погашен эксплоразведочный уклон (основной откаточный штрек). Для доработки запасов необходима проходка капитальных выработок более 1000 п.м. и проведение эксплоразведочных работ.
Залежь №9 запасы не вскрыты. Для вскрытия запасов необходимы горно-капитальные работы (далее – ГКР) в объеме 5000 п.м. Большая часть запасов руды и металла находятся на глубоких горизонтах, ниже отметки 15 горизонта.
Залежь №6 запасы не вскрыты. Отработка запасов на 4 и 5 горизонте не рентабельна из-за большого объема горно-проходческих работ и небольшого количества запасов. Для вскрытия запасов необходимы ГКР в объеме 12000 п.м.
Залежь №7 запасы не вскрыты. Для вскрытия запасов необходимы ГКР в объеме 10000 п.м.
Следовательно, на сегодняшний день на месторождении подготовленных, готовых к выемке запасов нет.
Кроме того, запасы которые имеются, согласно проведённым расчётам показывают нерентабельность излечения их из недр.
2. «На протяжении длительного времени из недр поселкового округа только извлекали выгоду, не давая ничего взамен, в сравнении с другими объектами, где строились школы, больницы, центры проведения досуга и оздоровления»
В рамках контрактных обязательств предприятием на ежегодной основе проводились отчисления на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры в размере 21 000 долларов США, что за весь период действия Контракта составило 266 121 600 (двести шестьдесят шесть миллионов сто двадцать одна тысяча шестьсот) тенге.
3. «А теперь, когда процесс добычи стал трудоёмким и нерентабельным для собственника встал вопрос, а вернее ответ о ликвидации рудника».
С 2019 года, Компанией, были проведены технико-экономические расчёты, по результатам которых дальнейшая отработка Белоусовского месторождения показала свою нерентабельность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Кодекса РК «О недрах и недропользовании», лицо, право недропользования которого прекращено по участку добычи, обязано приступить к ликвидации последствий операций по добыче в срок не позднее 8 месяцев со дня такого прекращения.
При этом, срок действия Контракта истек 04.12.2022 года.
Принимая во внимание положение действующего законодательства о недрах и недропользовании, Компания обязана приступить к ликвидации последствий операций по добыче не позднее 4 августа 2023 года.
4. «естественное природное затопление рудника грозит нарушением питьевого водоснабжения»
Водозаборные скважины расположены выше по потоку подземных вод (северо-восточнее существующего горного отвода месторождения), разгрузка подземных вод направлена со стороны водозаборных скважин в сторону реки Глубочанка, что исключает любое загрязнение питьевых вод водозабора.
5. «ликвидация грозит загрязнением водоёмов и заболачиванием местности в его окрестностях»
Проектом ликвидации предусматриваются мероприятия по исключению заболачивания участков, где возможен выход дренажных вод на земную поверхность. Для этого будет обустроено 8 дренажных скважин, способных перехватить до 4,8 млн.м3/год дренажной воды и посредством ливневой канализации будут направлены на очистку. Перехватываемая дренажная вода будет проходить через очистные сооружения, на выходе из которых будут обеспечены показатели качества воды всем действующим санитарным нормам. Очищенные воды будут направляться в ручей Гребенюшенский и р. Глубочанка. Для исключения подтопления прибрежных территорий с целью увеличения пропускной способности русел предусматривается проведение берегоукрепительных работ на реке Глубочанка и берегоочистных работ на реке Глубочанка и ручье Гребенюшенский. Тем самым, предусмотрены все возможные меры по недопущению затопления и заболачивания территории, а также загрязнения водных объектов.
6. «При затоплении оставшиеся в шахте минералы взаимодействуют с водой, делая её непригодной ни для чего. По сути, это растворенная кислота, если эта вода будет попадать в водоносные горизонты, водозаборы и водоёмы».
Образование кислоты происходит при взаимодействии определённых веществ с водой. Минералы, при воздействии на них воды, не образуют кислот. Не все виды кислот растворимы в воде. Фактически вода, проходя через горные выработки, будет аналогична химическому составу шахтных вод, которые в настоящее время откачиваются из шахты с помощью водоотлива. Согласно многолетним лабораторным данным кислоты в составе откачиваемых шахтных вод не содержатся.
7. «Такого рода пролонгированные действия требуют детального анализа, а есть ли он в документации на ликвидацию – это большой вопрос. Думаю, что просто необходимо выполнение оценки влияния ликвидации на водные ресурсы, а именно устья шахт и штольни, улицы Тохтарова, долины р. Глубочанка, расположенных гипсометрически ниже горных выработок рудника, что снова интерпретирует о спровоцированном подтоплении».
Материалы оценки воздействия на окружающую среду и её компоненты отражены в Отчёте о возможных воздействиях намечаемой деятельности, разработанном в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года. Данный Отчёт размещён в открытом доступе на Едином экологическом портале, с которым любой желающий может детально ознакомиться.
8. «Ещё один момент – как поведёт массив горной породы по мере выработки. В данной ситуации возможны провалы. То есть, со временем в следствии естественного деформирования проходящего под посёлком рудника, Белоусовка может обвалиться». Отработка месторождения не проводится, т.е. выработка не осуществляется. В рамках проекта «Ликвидация последствий ведения горных работ на Белоусовском месторождении» будут проанализированы все возможные риски провалов земной поверхности. Для этих целей будут проведены научно-исследовательские работы по геомеханической ситуации на месторождении с привлечением независимых квалифицированных специалистов, в том числе и государственных.
Вопрос:По итогам встреч с уполномоченными органами и предварительных ответов на поставленные вопросы от уполномоченных органов возникают новые вопросы относительно ликвидации Белоусовского рудника. Почему были приняты решения касаемо ликвидации, нарушающие статью Конституции РК? Ведь недры, принадлежат народу? Логика подсказывает, что по Конституции МИИР не имело права принимать решение о ликвидации рудника, не имея на руках документа о мнениях людей. Необходимо было провести опрос жителей и промониторить их ответы, касаемо сложившейся ситуации. Обязательства перед уполномоченными органами, в сложившейся ситуации предусматривают определенный алгоритм действий, а именно нужно было провести общественные слушания, прежде чем принять решение о ликвидации рудника и публиковать данный проект, так как действие договора недропользователя на сегодняшний день оконченным. Предстоящие слушания, судя по всему, в поставленных ранее в ваших планах - это результат обсуждения нюансов ликвидации - насколько экологично или неэкологично. То есть, нас людей, по сути ставят перед фактом неизбежности рудника. Но, как интерпретировалось выше, первым этапом должно было быть проведение общественных слушаний, доказывающие перспективность месторождения, так как согласно концепции по разработке госпрограммы геологоразведки на 2021-2025 гг. из общей суммы ежегодных отчислений должно приходится 40 млрд.тенге на государственный бюджет и 315,4 млрд. тенге - на привлекаемые инвестиции. Вместе с тем, по ожиданиям министерства экологии, геологии и природных ресурсов, за счет программы ожидается увеличение степени изученности осадочных бассейнов. Из них освоенных – от 30% до 80%, малоизученных – до 10%. Также за счет госбюджета численность персонала, задействованного в этом виде работ, вырастет с 1 тыс. до 1,5 тыс. человек и в рамках контрактов – с 190 тыс. до 250 тыс. человек. Почему никто не отследил, что нужна дополнительная геологоразведка в аспекте Белоусовского месторождения? Почему уполномоченные органы не отследили, что контракт недропользователя в рамках договора, касаемо Белоусовского месторождения заканчивается и нужно его включать в новые государственные проекты на перспективу? Почему месторождение о котором идет речь не включили в список объектов выставленных на аукцион, планируемый на май 2023 года?
Мы, жители п.Белоусовка, хотим избежать манипуляций и предстоящих глобальных экологических и социальных проблем! Мы против ликвидации! Мы хотим чтобы рудник попал в программу 2023 года, связанную с аукционом в мае месяце, а также был рассмотрен на длительную перспективу и была проведена геологоразведка, на которую государство по этой статье затрат в этом году заложило огромный бюджет.
Ответ:В свою очередь, ТОО «BM Mining» сообщает, что осуществляет разработку Проекта ликвидации в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан.
Согласно Правилам проведения общественных слушаний (приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 3 августа 2021 года № 286) общественные слушания посредством открытого собрания проводятся при:
1) проведении стратегической экологической оценки;
2) проведении оценки воздействия на окружающую среду в отношении проектов отчётов о возможных воздействиях;
3) разработке планов мероприятий по охране окружающей среды местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы на трёхлетнюю перспективу;
4) осуществлении государственной экологической экспертизы по объектам государственной экологической экспертизы по:
- проектным документациям по строительству и (или) эксплуатации объектов I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренным для получения экологического разрешения;
- проектным документациям по строительству и (или) эксплуатации объектов II категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе промышленных объектов, производственных зданий и сооружений, прочих сооружений, за исключением объектов жилищно-гражданского назначения.
Стратегическая экологическая оценка в соответствии с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан № 400-VI ЗРК от 2 января 2021 года (далее – ЭК РК) проводится в отношение государственных программ (документов) в отраслях: сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, энергетика, промышленность, транспорт, управление отходами, водное хозяйство, телекоммуникации, туризм, планирование развития городских и сельских территорий, использования и охраны земель. Ответственность за обеспечение проведения стратегической экологической оценки несёт государственный орган – разработчик Документа.
ТОО «BM Mining» действует в строгом соответствии с действующим законодательством. Согласно требованиям ЭК РК намечаемая деятельность по ликвидации объектов недропользования и рекультивации нарушенных земель подлежит обязательному проведению процедуры скрининга воздействий намечаемой деятельности. Данный скрининг был проведён Департаментом экологии по Восточно-Казахстанской области по заявлению о намечаемой деятельности, поданному ТОО «BM Mining». По результатам проведённого скрининга было выдано заключение об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду и (или) скрининга воздействия намечаемой де-ятельности № KZ52VWF0008865 от 13.02.2023 г., содержащее вывод о необходимости проведения обязательной оценки воздействия на окружающую среду.
В рамках общественных слушаний, планируемых к проведению 27.03.2023 г., будут представлены материалы по оценке воздействия на окружающую среду, по результатам которых был составлен Отчёт о возможных воздействиях намечаемой деятельности «Проект ликвидации последствий ведения горных работ на Белоусовском месторождении» ТОО «BM Mining».
Относительно обсуждений решения уполномоченного органа в отношении ликвидации рудника, а также каких-либо иных решений, программ и концепций ТОО «BM Mining» просит Вас обратиться в уполномоченные на то государственные органы, в чью компетенцию входит данный вопрос.
Со своей стороны ТОО «BM Mining» в рамках разработки Проекта ликвидации последствий ведения горных работ на Белоусовском месторождении предусмотрело все необходимые меры по обеспечению безопасности для населений, в том числе и экологической. А также предусмотрело мероприятия, носящие социальную направленность – обеспечение безопасности местного населения от подтоплений, заболачивания участков и загрязнения водоёмов.