Вопрос:С западной стороны производственной площадки на расстоянии 203 м протекает ручей без названия, с северо-западной стороны на расстоянии 884 м протекает река Быструха. Производственная площадка Риддерского металлургического комплекса находятся вне водоохранной зоны и полосы водных объектов согласно Постановлению Восточно-Казахстанского областного акимата №85 от 07.04.2014 года.
С северо-западной стороны площадки БЗК на расстоянии 730 м протекает река Филипповка, с восточной стороны на расстоянии 834 м протекает ручей без названия. Производственная площадка БЗК Долинного рудника находятся вне водоохранной зоны и полосы водных объектов согласно Постановлению Восточно-Казахстанского областного акимата №85 от 07.04.2014 года.
Во время строительства проектируемого объекта сброс сточных вод в поверхностные водные объекты не предусматривается. Хозяйственно-бытовые сточные воды от вахтового поселка будут отводиться в существующие сети бытовой канализации Риддерского металлургического комплекса.
В период эксплуатации объекта водоотведение будет, осуществляется в существующую систему канализации РМК. Все фильтраты и промывные воды цеха Гидрополимет проходят очистку на участке осаждения ОСЦ и полученные стоки утилизируются через существующие очистные сооружения РМК ТОО «Казцинк».
После очистки стоки используется в системе оборотного водоснабжения РМК.
Существующие очистные сооружения имеют запас мощности по объемам и степени очистки, что предполагает беспрепятственную утилизацию всего объема образовывающихся стоков от цеха Гидрополимет. Увеличение нормативов предельно-допустимых сбросов РМК не предусматривается.
Замечания:
Предложения:
1) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность поверхностных и подземных вод с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», утв. приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 февраля 2023 года №26 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 февраля 2023 года № 31934).
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утв. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-331/2020 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2020 года № 21934) (при сбросе на грунт).
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будут соблюдены требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению санитарно-эпидемиологическую безопасности поверхностных и подземных вод.
Вопрос:Отразится ли внедрение данного проекта на занятости населения, появятся ли вакансии для трудоустройства на РМК?
Ответ:На период строительства планируется организация 120 рабочих мест. При запуске в эксплуатацию цеха на РМК планируется организация 141 рабочих мест.
Вопрос:Каким способом будет осуществляться транспортировка готового ярозита на Долинный рудник, для его дальнейшего использования?
Ответ:Транспортировка ярозитногокека будет осуществляться специальным автотранспортом, который предусматривает отсутствие пыления при транспортировке. Выбран кратчайший путь следования протяженностью 10,5 км.
После эксплуатации будет разработан технологический регламент, где будет расписаны требования к транспортировке.
(главный специалист отдела экологического проектирования ТОО «Центр экологических стандартов»)
Вопрос:Согласно представленным координатам объект намечаемого строительства расположен на земельном участке в северном промышленном районе города Риддер Восточно-Казахстанской области с кадастровым номером 05-083-008-366, принадлежащем ТОО «Казцинк» на праве частной собственности для размещения цинкового завода (участок № 1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 14-1 Земельного кодекса Республики Казахстан проведение экспертизы проектов и схем городского, районного значения, затрагивающих вопросы использования и охраны земель относится к компетенции уполномоченных органов районов, городов областного значения в пределах границ района, границ (черты) города и на территории, переданной в его административное подчинение (в данном случае к компетенции уполномоченного органа по земельным отношениям города Риддер).
Ответ:Замечание принято. Документы будут представлены на согласование в уполномоченный орган по земельным отношениям города Риддер.
Вопрос:5.2 водоисточники (места водозабора (поверхностные и подземные воды) для хозяйственно-питьевых целей), хозяйственно-питьевое водоснабжение и места культурно-бытового водопользования:
Водоснабжение объекта для хозяйственно-питьевых нужд будет осуществляться от существующих сетей водоснабжения, как на период реконструкции, так и на период эксплуатации.
В связи с чем, получение в территориальном подразделении государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту затрагиваемой территории (в пределах которой окружающая среда и население могут быть подвержены существенным воздействиям намечаемой деятельности) санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны (ЗСО), в порядке, утвержденном уполномоченным органом – не требуется.
Замечания:
Предложения:
1) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность поверхностных и подземных вод с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», утв. приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 16 марта 2015 года №209 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года № 10774);
- Гигиенические нормативы № ҚР ДСМ-71 от 2 августа 2022 года «Об утверждении гигиенических нормативов к обеспечению радиационной безопасности».
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будут соблюдены требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению санитарно-эпидемиологическую безопасности поверхностных и подземных вод
Вопрос:5.3 земельные ресурсы (почва), в т.ч. соблюдение санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ):
Ближайший к основной площадке жилой массив города Риддера находится на расстоянии 380 метров (ул.Лесопильная, пер.Ф.Энгельса) северо-восточнее от крайнего в этом направлении источника выброса (площадка кеков). Основной жилой массив города Риддера расположен юго-восточнее промплощадки цинкового завода, ближайшие жилые дома в этом направлении расположены на расстоянии 750 метров (ул.Чапаева) от крайнего источника выброса (площадка технологических материалов).
Зон заповедников, музеев, памятников архитектуры в районе расположения предприятия нет.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению на «Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Риддерского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» №F.06.X.KZ48VBZ00039734 от 14.12.2022 г. В перспективе развития на 2022-2028 годы не прогнозируется изменение производительности Риддерского металлургического комплекса. Прогнозируемые в период нормирования
технологические преобразования, связанные с реконструкцией, модернизацией и
заменой оборудования, не предусматривают изменения производительности объекта в целом.
В соответствии с требованиями п.26, п.30 главы 2 СП "Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека" утв. Приказом и.о. МЗ РК от 11.01.2022 года № ҚР ДСМ-2. необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ (изменение (уменьшение) окончательно установленных размеров СЗЗ) .
Замечания:
1) ПОВВ не содержит в себе сведений о наличии объектов, нахождение которых в СЗЗ запрещено, согласно п.48 и 49 Санитарных правил « Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утв . приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года № ҚР ДСМ-2.
Предложения:
1) В соответствии со ст. 20, 46 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» п ри
выполнении намечаемой деятельности п получить по проектам (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации с установлением размера расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны)), предназначенным для строительства эпидемически значимых объектов, государственными или аккредитованными экспертными организациями в составе комплексной вневедомственной экспертизы или экспертов, аттестованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, с последующим исключением в уполномоченном органе по земельным отношениям риска попадания в границы смежных собственников земельных участков и землепользователей, а также определения обременения и сервитутов
предоставляемого земельного участка.
2) Исключить, согласно Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утвержденные Приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года №ҚР ДСМ-2.попадание в границах СЗЗ объекта намечаемой деятельности (в том числе территории объекта, от которого устанавливается СЗЗ):
1) вновь строящейся жилой застройки, включая отдельные жилые дома;
2) ландшафтно-рекреационных зон, площадок (зон) отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;
3) создаваемых и организующихся территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков;
4) спортивных сооружений, детских площадок, образовательных и детских организаций, лечебно-профилактических и оздоровительных организаций общего пользования;
5) объектов по выращиванию сельскохозяйственных культур, используемых в качестве продуктов питания.
3) В соответствии со ст. 20, 46 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» получить в территориальном подразделении государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту затрагиваемой территории (в пределах которой окружающая среда и население могут быть подвержены существенным воздействиям намечаемой деятельности) санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установления/изменения размера санитарно-защитной зоны для действующего объекта (через год после ввода в эксплуатацию на основании результатов годичного цикла натурных исследований и измерений для подтверждения расчетной (предварительной) СЗЗ), в порядке , утвержденном уполномоченным органом, с последующим исключением в уполномоченном органе по земельным отношениям риска попадания в границы смежных собственников земельных участков и землепользователей, а также определения обременения и сервитутов предоставляемого земельного участка.
Ответ:Отчет будет дополнен информацией об объектах, нахождение которых в СЗЗ запрещено, согласно п.48 и 49 Санитарных правил « Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека». (стр.131 Отчета ОВВ)
Намечаемая деятельность планируется на существующей территории Риддерского металлургического комплекса. Анализ расчета рассеивания показал, что на период эксплуатации на границе санитарно-защитной зоны и на границе жилой зоны максимальная приземная концентрация с учетом фона не превышает установленные величины ПДК м.р.
Предприятием планируется через год после ввода в эксплуатацию на основании результатов годичного цикла натурных исследований и измерений для подтверждения расчетной (предварительной) СЗЗ будет предоставлен на согласование проект установления размера санитарно-защитной зоны для действующего объекта.
Вопрос:) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность почв с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических, санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению особо опасных инфекционных заболеваний», утв. приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года №ҚР ДСМ-114 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 ноября 2021 года №25151);
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утвержденные Приказом и.о. Министра
здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года № ҚР ДСМ-2 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 января 2022 года №26447);
- «Кадастр стационарно-неблагополучных по сибирской язве пунктов Республики Казахстан 1948-2002гг»;
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», утв. приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-275/2020 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 декабря 2020 года №21822);
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к радиационно-опасным объектам», утв. приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №260 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июня 2015 года № 11204);
- Приказ МЗ РК № ҚР ДСМ-71 от 2 августа 2022 года «Об утверждении гигиенических нормативов к обеспечению радиационной безопасности» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 августа 2022 года №29012);
- Приказу Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 февраля 2022 года №МЗ-15 «Об утверждении гигиенических нормативов к физическим факторам, воздействующим на человека» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 февраля 2022 года №26831);
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 апреля 2021 года №ҚР ДСМ -32 «Об утверждении Гигиенических нормативов к безопасности среды обитания» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2021 года №22595). 5.4 атмосферный воздух, в т.ч. эмиссии (выбросы) в окружающую среду:
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будут соблюдены требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению санитарно-эпидемиологическую безопасности почв.
Вопрос:Во время строительства цеха Гидрополимет источниками загрязнения атмосферного воздуха будут являться: земляные работы, сварочные работы, покрасочные работы и автотракторная техника. Бетонная смесь будет доставляться на площадку строительства специальным автотранспортом.
Всего на время проведения работ по строительству цеха Гидрополимет будет 4 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Всего в атмосферу при проведении строительных работ будет выбрасываться 16 ингредиентов в количестве 1.95024508 т/год (твердые – 0.1284044 т/год, газообразные и жидкие – 1.82184068 т/год).
Без учета автотранспорта при проведении строительных работ в атмосферный воздух будет выбрасываться 13 ингредиентов в количестве 1.47254508 т/год (твердые – 0.1136394 т/год, газообразные и жидкие – 1.35890568 т/год).
Согласно «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утвержденным приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан №ҚР ДСМ-2 от 11.01.2022 года, строительные работы не классифицируются, СЗЗ не устанавливается.
Анализ расчета рассеивания показал, что на границе жилой зоны максимальная приземная концентрация с учетом фона не превышает установленные величины ПДК м.р.
При эксплуатации цеха Гидрополимет источниками загрязнения атмосферного воздуха будут являться: участок приготовление флокулянта, участок приготовления гашеной извести, участок приготовления раствора сульфата натрия и участок репульпации свинцовых пылей Медного завода.
Всего на время эксплуатации цеха будет новых 4 неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ.
Всего в атмосферу при эксплуатации будет выбрасываться 8 ингредиентов в количестве 0.183352 т/год (твердые – 0.183352 т/год, газообразные и жидкие – 0,0 т/год).
В 2022 году для Риддерского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Нормативы предельно допустимых выбросов были согласованы сроком на 2022-2028 годы. Разрешение на экологическое воздействие KZ51VCZ01860030 от 12.07.2022г.
При проведении инвентаризации по состоянию на 01.01.2022 года (с уточнениями на 15.06.2022 года) выявлено 86 источников выбросов, в том числе 62
– организованных, 24 – неорганизованных. На основании данных инвентаризации установлено, что в атмосферный воздух выбрасываются ЗВ 56 наименований в количестве 4482,92329206 тонн/год.
В рамках нормирования допустимых выбросов на перспективу на период 2022-2028 годы были учтены изменения, связанные с реализацией намечаемой деятельности по рабочим проектам:
- на 2022-2023 годы вводится неорганизованный ИЗА - строительно-монтажные работы по рабочему проекту «ТОО «Казцинк». РМК. Объединенный цех №1.
Реконструкция электрофильтра ГК-30»;
- на 2022-2023 годы вводится неорганизованный ИЗА 6907 - строительно-монтажные работы по рабочему проекту «Установка фильтр-прессов в фильтровально-сушильном отделении. Гидрометаллургический цех»;
- с 2024 года меняются количественные-качественные параметры выбросов ИЗА - в связи с изменением компоновки оборудования, изменения времени работы сушильного барабана №1 и демонтажа сушильного барабана №2 по рабочему проекту «Установка фильтрпрессов в фильтровально-сушильном отделении.
Гидрометаллургический цех»;
- с 2024 года ликвидируется ИЗА - сушильные барабаны №3, №4 демонтируются по рабочему проекту «Установка фильтр-прессов в фильтровально-сушильном отделении. Гидрометаллургический цех»;
- с 2024 года вводится ИЗА – вытяжная вентиляция помещения пристройки к зданию фильтровально сушильного отделения по рабочему проекту «Установка фильтр-прессов в фильтровально-сушильном отделении. Гидрометаллургический цех».
В соответствии с действующим проектом нормативов предельно допустимых выбросов нормативы выбросов загрязняющих на 2024-2028 годы составляет -4387,09531 тонн/год.
Составной частью проекта Гидрополимет является переход Гидрометаллургического цеха РМК с технологии переработки окиси от вельцевания цинковых кеков на непосредственное выщелачивание цинковых кеков без их дополнительной переработки в условиях Вельццеха РМК. Данная технология не является новой для Гидрометаллургического цеха, так как цех был изначально спроектирован и построен именно для выщелачивания цинковых кеков, но с условием добавления в процесс части окиси от вельцевания свинцовых шлаков.
Резкий перевод цеха с одной технологии на другую несет в себе риски полной остановки завода, так как смежные переделы и технологии должны пройти период постепенной адаптации к новым технологическим потокам и примесям в них. В связи с этим должна быть проведена работа по подбору дополнительного оборудования, фильтровальных материалов, реагентов, инфраструктуры в смежных технологических переделах, эту работу невозможно сделать предварительно, так как это приведет к остановке завода. В предложенной технологической схеме работы цеха учтено поэтапное увеличение объемов выщелачивания цинковых кеков и снижение объемов переработки окиси до ее полного исключение из процесса.
Поэтапное увеличение переработки цинковых кеков в условиях Гидрометаллургического цеха ведет к так же поэтапному снижению их в загрузке Вельццеха РМК, что в свою очередь ведет к снижению выбросов от вельцпечей.
После реализации данной намечаемой деятельности планируется поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ от Вельцпечей. Снижение выбросов загрязняющих веществ составит: на 12% в 2025 году, на 19% в 2026 году и на 36% в 2027 году по сравнению с существующим положением.
После реализации намечаемой деятельности выбросы загрязняющих веществ Риддерского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» снизится на:
- в 2025 году на 283,153 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 226,557 т/год, диоксид азота на 4,264 т/год, углерод оксид на 43,146 т/год.
- в 2026 году на 464,272 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 371,474 т/год, диоксид азота на 6,752 т/год, углерод оксид на 68,314 т/год.
- в 2027 году на 892,365 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 714,0 т/год, диоксид азота на 12,793 т/год, углерод оксид на 129,437 т/год. Анализ расчета рассеивания показал, что на границе санитарно-защитной зоны и на границе жилой зоны максимальная приземная концентрация с учетом фона не превышает установленные величины ПДК м.р. Перечень источников, дающих наибольший вклад в уровень загрязнения атмосферы на период 2024-2028 годы.
При реализации намечаемой деятельности предусматривается снижение выбросов основных загрязняющих веществ: диоксида серы, диоксида азота и углерода оксида. С учетом данного факта можно предположить что при реализации намечаемой деятельности превышение максимальной приземной концентрация с учетом фона установленной величины ПДК м.р. на границе санитарно-защитной зоны и на границе жилой зоны не предусматривается.
В процессе строительства и эксплуатации неизбежно воздействие физических факторов, которые могут оказать влияние на здоровье населения и персонала.
Источниками возможного шумового, вибрационного воздействия на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации является технологическое оборудование.
В период строительства и эксплуатации объекта основными источниками шумового воздействия и вибрации являются автотранспорт, другие машины и механизмы, технологическое оборудование. Проектными решениями предполагается использование техники и средств защиты, обеспечивающих уровень звука на рабочих местах, не превышающий 80 дБА, согласно требованиям ГОСТ 27409-97 «Шум. Нормирование шумовых характеристик стационарного оборудования». Общие требования безопасности».
На участке строительства и эксплуатации не предусматривается размещение источников, способных оказать недопустимое электромагнитное, тепловое и радиационное воздействия.
Замечания:
Предложения:
1) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить соблюдение гигиенических нормативов вредных веществ в воздухе рабочей зоны и границе СЗЗ и селитебной территории с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека», утв. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2022 года №ҚР ДСМ-2 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 января 2022 года № 26447);
- Приказ МЗ РК №ҚР ДСМ-70 от 2 августа 2022 года «Об утверждении Гигиенических нормативов к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, на территориях промышленных организаций».
Ответ:Анализ расчета рассеивания показал, что на период эксплуатации на границе санитарно-защитной зоны и на границе жилой зоны максимальная приземная концентрация с учетом фона не превышает установленные величины ПДК м.р.
При выполнении намечаемой деятельности будут соблюдены требования законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по соблюдение гигиенических нормативов вредных веществ в воздухе рабочей зоны и границе СЗЗ и селитебной территории.
Вопрос:сбор, использование, применение, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления:
В процессе строительства будут образованы следующие виды отходов: твердые бытовые отходы; отходы сварки; тара из-под лакокрасочных материалов; технологический мусор; отходы и лом черных металлов.
Отходы образованные в период строительства собираются и временно хранятся в контейнерах на открытой площадке до передачи специализированной организации. Технологический мусор подлежит восстановлению путем утилизации для заполнения (закладки, засыпки) выработанных пространств (пустот) при рекультивации глиняного отработанного карьера и иных нарушенных земель. По мере накопления отходы и лом черных металлов подлежат сбору специализированной организацией в целях дальнейшего направления отходов на восстановление.
В процессе эксплуатации цеха Гидрополимет будут образованы следующие виды отходов: твердые бытовые отходы; ярозитный кек. ТБО собираются и временно хранятся в контейнерах на открытой площадке до передачи специализированной организации. Ярозитный кек будет использоваться при производстве твердеющей закладочной смеси.
Таким образом, при выполнении намечаемой деятельности сбор, временное хранение и захоронение отходов производства и потребления предусматривается с соблюдением требований Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления»,
утв. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020.
Замечания:
Предложения:
1) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить сбор, использование, применение, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления», утв. приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-331/2020 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 декабря 2020 года №21934);
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности », утв. приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года №ҚР ДСМ-275/2020 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 декабря 2020 года №21822);
- Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к радиационно-опасным объектам», утв. приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №260 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июня 2015 года №11204).
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будет обеспечен сбор, использование, применение, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопрос:проектирование, строительство, реконструкция, переоборудование, перепланировка и расширение, ремонт и ввод в эксплуатацию объектов, а также ликвидации, консервации и перепрофилированию объектов: Ликвидация и консервации не предусматривается.
Замечания:
Предложения:
1) В соответствии со ст. 46 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» получить заключение по проектам (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации с установлением размера расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны)), предназначенным для строительства эпидемически значимых объектов, государственными или аккредитованными экспертными организациями в составе комплексной вневедомственной экспертизы или экспертов, аттестованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
2) При выполнении намечаемой деятельности обеспечить строительство, реконструкцию, переоборудование, перепланировку и расширение, ремонт и ввод в эксплуатацию объектов, а также ликвидацию, консервацию и перепрофилирование объектов с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. содержание и эксплуатация производственных помещений (зданий, сооружений) оборудования и транспортных средств (после ввода в эксплуатацию):
Замечания:
Предложения:
При выполнении намечаемой деятельности обеспечить содержание и эксплуатацию производственных помещений (зданий, сооружений) оборудования и транспортных средств с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будет обеспечена содержание и эксплуатацию производственных помещений (зданий, сооружений) оборудования и транспортных средств с соблюдением требований действующего законодательства в сфере.
Вопрос:5.8 содержание и эксплуатация жилых помещений (зданий, сооружений) ( после ввода в эксплуатацию):
Замечания:
Предложения:
При выполнении намечаемой деятельности обеспечить содержание и эксплуатацию жилых помещений (зданий, сооружений) с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
содержание и эксплуатация помещений (зданий, сооружений) санитарно-бытового обслуживания, медицинского обеспечения и питания (после ввода в эксплуатацию) :
Замечания:
Предложения:
При выполнении намечаемой деятельности обеспечить содержание и эксплуатацию помещений (зданий, сооружений) санитарно-бытового обслуживания,
медицинского обеспечения и питания с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
осуществление производственного контроля ( после ввода в эксплуатацию) :
Замечания:
Предложения:
В соответствии со ст. 51 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» обеспечить разработку, документальное оформление, внедрение и поддержание в рабочем состоянии эффективной системы производственного контроля (комплекса мероприятий, в том числе лабораторных исследований и испытаний производимой продукции, работ и услуг, выполняемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, направленных на обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания) на объектах, подлежащих контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (после ввода в эксплуатацию), в порядке, утвержденном уполномоченным органом :
перечень разрешений, наличие которых предположительно потребуется для осуществления намечаемой деятельности:
В соответствии со ст. 24 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» н аправить в территориальное подразделение государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту затрагиваемой территории (в пределах которой окружающая среда и население могут быть подвержены существенным воздействиям намечаемой деятельности) уведомление (при его отсутствии ) о начале осуществления деятельности (для объектов 3-5 классов опасности по санитарнойклассификации), в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» .
В соответствии со ст. 19 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года №360-VI ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» получить в территориальном подразделении государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по месту затрагиваемой территории ( в пределах которой окружающая среда и население могут быть подвержены существенным воздействиям намечаемой деятельности) санитарно-эпидемиологическое заключение на объект (после ввода в эксплуатацию и при его отсутствии) (для объектов 1-2 классов опасности по санитарной классификации) , в порядке, установленном Законом Республики Казахстан « О разрешениях и уведомлениях» .
Ответ:При выполнении намечаемой деятельности будет обеспечена содержание и эксплуатацию жилых помещений (зданий, сооружений) с соблюдением требований действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопрос:При осуществлении водоснабжения и водоотведения цеха «Гидрополимет» на Риддерском металлургическом комплексе ТОО «Казцинк» неизбежны изменения в условиях специального водопользования. При изменении условий специального водопользования (увеличения объемов водозабора и водоотведения) до начала ввода в эксплуатацию объекта предприятию необходимо получить новые разрешения на специальное водопользование согласно статье 66 Водного кодекса РК.
Ответ:Проектом предусматривается строительство цеха Гидрополимет на территории существующего Гидрометаллургического цеха РМК. Проектом не предусматривается увеличение объемов водоснабжения и водоотведения.
У предприятия имеется разрешение на специальное водопользование на забор воды и сброс сточных вод в водный объект. (приведено в приложении 12 и 13 Отчета ОВВ)
Вопрос:Ранее замечание 3. Согласно ЗНД основным источником водозабора является река Громотуха. Необходимо выполнить водный баланс, с указанием оборотного водоснабжения и представить согласование на забор воды с уполномоченным органом по водным ресурсам.
В представленном отчете о воздействии отсутствует информация по оборотному водоснабжению. Предоставить согласование на забор воды.
Ответ:В ЗНД была допущена техническая ошибка названием реки Громотуха.
Техническое водоснабжение Риддерского металлургического комплекса осуществляется из Быструшинского водохранилище на р.Быструха. Вода поступает самотеком в напорные регулирующие резервуары, расположенные на горе «Сопка Круглая», откуда самотеком по двум водоводам из стальных труб диаметром 900 мм подается на производственные нужды предприятия.
У предприятия имеется разрешение на специальное водопользование на забор воды №KZ30VTE00003047 от 03.04.2019 г.
Отчет о воздействии дополнена информацией по оборотному водоснабжению. (стр.133 Отчета ОВВ)
Вопрос:Ранее замечание 5. Оценить воздействие на компоненты ОС при транспортировки сырья. Описать возможные риски загрязнения. Приложить карту схему.
Согласно отчета часть 1 стр 66 предоставлена схема (Рисунок 8) транспортировка ярозитного кека. Согласно схеме общая протяженность составляет 10 500 метров. Необходимо предусмотреть мероприятия по защите и сохранности автотранспортной дороги и безопасной транспортировки ярозитного кека.
Ответ:Для перевозки применяются специально оборудованные автоцистерны. Данный способ обеспечивает герметичность и минимальные риски потерь продукта по пути следования, что служит преимуществом перед традиционной транспортировкой влажного кека грузовым автотранспортом с крытым верхом.
При эксплуатации будет разработан регламент перевозки, предусматривающий соблюдение нагрузки на дорожное полотно, ограничение скорости, специальную маркировку и сопроводительную документацию, а также инструктаж водителей и дополнительные меры реагирования в случае ДТП и неблагоприятных дорожных условий (гололед, снежные заносы и т.д.) для исключения последствий для окружающей среды и здоровья населения. (стр. 165 Отчета ОВВ).
Вопрос:Раннее замечание 7.
1) В связи с тем что, планируется увеличение выбросов необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия по снижению выбросов на основных источниках предприятия.
2) Предусмотреть применение наилучших доступных техник и очистных сооружений согласно требованию приложения 3 Экологического кодекса РК.
3) Предусмотреть внедрение мероприятий согласно Приложения 4 к Кодексу.
Согласно ответа на замечания снижение выбросов загрязняющих веществ составит: на 12% в 2025 году, на 19% в 2026 году и на 36% в 2027 году по сравнению с существующим положением. Каким способом или методом предусматривается снижение?
Ответ:1) На период эксплуатации цеха Гидрополимет от новых источников выбросов загрязняющих веществ дополнительно образуется выбросы 0.183352 тонн/год.
При этом, строительством цеха Гидрополимет планируется переход с технологии переработки окиси от вельцевания цинковых кеков на непосредственное выщелачивание цинковых кеков без их дополнительной переработки в условиях Вельццеха РМК, что ведет к снижению выбросов:
в 2025 году на 283,153 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 226,557 т/год, диоксид азота на 4,264 т/год, углерод оксид на 43,146 т/год.
в 2026 году на 464,272 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 371,474 т/год, диоксид азота на 6,752 т/год, углерод оксид на 68,314 т/год.
в 2027 году на 892,365 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 714,0 т/год, диоксид азота на 12,793 т/год, углерод оксид на 129,437 т/год. (стр.74 Отчета ОВВ)
Таким образом, реализация проекта не приведет к увеличению, а напротив, направлена на снижение выбросов РМК.
2) В разделе 1.5.4 (стр.70) Отчета приведена информация о планируемых к применению наилучших доступных технологий.
3) Поэтапное увеличение переработки цинковых кеков в условиях цеха Гидрополимет ведет к поэтапному снижению их в загрузке Вельццеха РМК, что в свою очередь ведет к снижению выбросов загрязняющих веществ от вельцпечей (источник №0044).
Намечаемая деятельность является одним из мероприятий, реализация которого приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности Риддерского металлургического комплекса.
Вопрос:Ранее замечание 8 касательно расстояния ближайшего жилого массива. Согласно отчета (часть 1 стр 10) ближайший к основной площадке жилой массив города Риддера находится на расстоянии 380 метров (ул.Лесопильная, пер.Ф.Энгельса) северо-восточнее от крайнего в этом направлении источника выброса ИЗА 7026 (площадка кеков). Основной жилой массив города Риддера расположен юго-восточнее промплощадки цинкового завода, ближайшие жилые дома в этом направлении расположены на расстоянии 750 метров (ул.Чапаева) от крайнего источника выброса ИЗА 7022 (площадка технологических материалов). Однако размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) составляет 1000 м. Также в ранее поданном заявлении о намечаемой деятельности п.4 расстояние ближайшей жилой зоны было указано 305 метров. Необходимо предусмотреть альтернативный вариант другого места, так как не соблюдается правила санитарных правил.
Ответ:В границах установленной санитарно-защитной зоны объектов Риддерского металлургического комплекса имеется исторически сложившаяся существующая жилая застройка, согласно выполненным расчетам определен допустимый уровень воздействия на среду обитания и здоровье человека в результате хозяйственной деятельности предприятия, имеется положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы. Изменение границ существующей санитарно-защитной зоны не предусматривается.
Альтернативный вариант реализации намечаемой деятельности в другом месте отсутствует, так как намечаемая деятельность связана с технологическими процессами Риддерского металлургического комплекса.
Вопрос:Ранее замечание 15 касательно мероприятия по посадке зеленых насаждений.
Согласно отчета часть 2 стр 32 основным элементом озеленения на территории является газон. Предусмотрена
рядовая посадка деревьев (ель, рябина), кустарников (сирень) в местах свободных от застройки и подземных инженерных коммуникаций. Необходимо увеличение площадей зелёных насаждений на территории предприятия (не менее 40% от общей площади согласно требованиям Санитарных правил). Также указать в количественном составе по наименованию.
Ответ:В числе согласованных мероприятий по охране окружающей среды, предусмотрены ежегодные работы по озеленению территории в пределах границ СЗЗ. С этой целью на территории комплекса и его СЗЗ регулярно проводится посадка, уход и содержание зеленых насаждений.
В 2023 году предусмотрено мероприятие по озеленению территории СЗЗ, посадка саженцев за территорией комплекса. Вид и количество саженцев, а также место высадки будет согласовано с акиматом г.Риддера. (стр.132 Отчета ОВВ)
Вопрос:Ранее замечание 27. Опасные отходы должны быть утилизированы у субъектов предпринимательства имеющие лицензию для выполнения работ. В соответствии с классификатором отходов технологический мусор отнесен к зеркальным отходам. Необходимо обосновать с предоставлением протоколов испытаний образцов данных отходов по химическому и компонентному составу, выполненных аккредитованной лабораторией.
Ответ:Технологический мусор РМК (отходы, не содержащие токсичных ингредиентов - остатки бетона, выломки футеровки печей, строительные остатки, отработанные керамические изделия, силикаты (шамот, силикагель), смет с территории) образуется при сборе остатков сырья, продуктов, обломков и прочих несортированных технологических отходов в ходе проведения ремонта и обслуживания технологического оборудования, при строительных и ремонтных работах, при уборке территории. В состав технологического мусора РМК не включаются остатки бытового назначения, а также отходы тары и упаковки, текстиля и металлов. Отход используется в качестве заполнителя пустот при рекультивации отработанного глиняного карьера (заключение ГЭЭ №03-08/7590 от 06.11.2006 г.). Информация приведена на стр.137 Отчета ОВВ.
Согласна паспорта опасных отходов, зеркальные отходы: могут быть определены одновременно как опасные по 17 09 03* и неопасные по 17 09 04. До завершения лабораторных испытаний присваивается код, помеченный звездочкой (*).
Вопрос:Предоставить сертификат качества продукции для использования закладки шахтных пустот с приложением результатов исследования опасных свойств и токсичности продуктов.
Ответ:Согласно законодательству РК о техническом регулировании к используемым в закладке продуктам, подлежащим обязательной сертификации в РК, относится цемент, доменный шлак. На указанные продукты утверждены обязательные к применению на территории РК технические регламенты, и выдаются сертификаты установленного образца. Применяемые в закладке продукты собственного производства, не размещаемые на рынке РК, а предназначенные для внутреннего использования, обязательной сертификации не подлежат.
Отдел технического контроля и аккредитованная лаборатория компании осуществляет входной контроль поступающих материалов, контроль ведения процесса и контроль качества закладочной смеси по критериям и с периодичностью, установленной технологическим регламентом производства закладочных смесей.
Состав и технология приготовления закладочных смесей разработаны филиалом РГП «НЦ КПМС РК». Дополнительно проведено исследование опасных свойств бетонных смесей с применением ярозита и других продуктов производства. По результатам токсикологического эксперимента, проведенного на белых мышах, установлено, что по величине среднесмертельной дозы изученные пробы относятся к 4 классу опасности (малоопасные). Результаты биотестирования показали, что водная вытяжка из ЯСО не обладает острой токсичностью. Суммарная активность естественных радионуклидов в представленной пробе не превышает установленных норм. Кроме того, были проведены 28-дневные испытания вымываемости компонентов из проб твердеющих закладочных смесей по методике, применяемой в странах ОЭСР, которые показали отсутствие превышений ПДК в контактирующей воде. Данные сведения приведены в Отчете о возможных воздействиях на стр.65.
Вопрос:Необходимо дополнить процесс производства ярофикса.
Ответ:В разделе 1.5.2.2. (стр.62) «Процесс Ярофикс» Отчета приведена информация про процесс «Ярофикс»
Вопрос:В соответствии с п. 3, 4, 5 Приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №280 (далее –Инструкция) в Проекте отчета необходимо указать возможные варианты осуществления намечаемой деятельности с учетом ее особенностей и возможного воздействия на окружающую среду, включая вариант, выбранный инициатором намечаемой деятельности для применения, обоснование его выбора, описание других возможных рациональных вариантов, в том числе рационального варианта, наиболее благоприятного с точки зрения охраны жизни и (или) здоровья людей, окружающей среды.
В разделе 1.7.1 указывается, что на деятельность РМК с учетом новой технологии получено Экологическое разрешение на воздействие за №KZ51VCZ01860030 от 12.07.2022 г. Однако строительство и эксплуатация цеха Гидрополимет связано с внедрением на производстве нового вида намечаемой деятельности – ярозит-технологии, на который не было проведены обязательная процедура скрининга воздействия или оценки воздействия согласно ст. 64, 65 Кодекса
Ответ:В разделе 2. «Описание возможных вариантов осуществления намечаемой деятельности» (стр.80) Отчета указаны возможные варианты осуществления намечаемой деятельности с учетом ее особенностей и обоснование инициатором выбранного варианта намечаемой деятельности.
В разделе 1.7.1 (стр.73) указывается, что на существующую деятельность РМК получено Экологическое разрешение на воздействие за №KZ51VCZ01860030 от 12.07.2022 г. Это разрешение выдано без учета реализации проекта Гидрополимет.
Для строительства и эксплуатации цеха Гидрополимет ТОО «Казцинк» в соответствии со ст.64, 65, 67, 68, 69, 70, 71 ЭК РК подано заявление о намечаемой деятельности, проведен скрининг и выдано Заключение об определении сферы охвата KZ 29VWF00087324 от 31.01.2023г. (приложение 1 Отчета ОВВ). На основании данного заключения разработан настоящий Отчет о возможных воздействиях.
Вопрос:Необходимо согласно ст. 202 Экологического Кодекса РК (далее – Кодекс), п. 8, 27 Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 10 марта 2021 года №63 уточнить границы области воздействия на окружающую среду.
Ответ:В соответствии с п.1 «Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» она определяет алгоритм действий для установления нормативов эмиссий в окружающую среду в соответствии с п.6 ст.39 ЭК РК.
Требования к содержанию Отчета о возможных воздействиях установлены ст.72 ЭК РК. Таким образом, Методика не применяется при разработке отчета о возможных воздействиях.
Согласно ст.72 в отчете подлежат обоснованию предельные количественные и качественные показатели эмиссий, которые в соответствии с п/п 1) п.4 ст.39 ЭК РК учитываются при установлении нормативов эмиссий. В свою очередь, нормативы эмиссий согласно п.5 ст.39 ЭК РК разрабатываются в виде отдельного документа - проекта нормативов эмиссий, который разрабатывается в привязке к соответствующей проектной документации и представляется в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды вместе с заявлением на получение экологического разрешения. Данное замечание будет учтено при разработке проекта нормативов эмиссий.
Вопрос:На стр.29 раздела 1.5.1 проекта отчета оценки воздействия указывается, что в периоды остановки и запуска печей КС технологические газы после двухступенчатой очистки от пыли в циклонах СИОТ и электрофильтрах ГК-30 отводятся по обводному коллектору и выбрасываются в атмосферу через санитарную трубу высотой 150 метров (ИЗА 0031), с отключением коллектора в отделение по производству контактной серной кислоты ввиду низкого содержания SO2.
Необходимо указать о наличии (загруженности) печей КС или отсутствием в печах сырья в этот период – остановки и запуска печей КС.
Ответ:В разделе 1.5.1 (стр.25) указывается существующее положение Риддерского металлургического комплекса. Намечаемая деятельность не затрагивает Объединенный цех №1, где расположены печи КС.
В период остановки и запуска печи КС в ней присутствует около 20% сырья (концентрата) по отношению к нормальной загрузке на, что и рассчитаны нормативы выбросов на данном источнике.
Вопрос:В случае забора воды из поверхностных или подземных водных объектов, а также осуществления сброса сточных вод, необходимо оформить разрешение на специальное водопользование в соответствии со статьей 66 Водного Кодекса РК.
Ответ:Проектом предусматривается строительство цеха Гидрополимет на территории существующего Гидрометаллургического цеха РМК. Проектом не предусматривается увеличение объемов водоснабжения и водоотведения.
У предприятия имеется разрешение на специальное водопользование на забор воды и сброс сточных вод в водный объект. (приведено в приложении 12 и 13 Отчета ОВВ)
Вопрос:В соответствии со ст.182 Кодекса необходимо осуществлять производственный контроль уровня загрязнения атмосферы при штатной работе оборудования и в периоды НМУ с учетом фоновых концентраций на границе СЗЗ, области воздействия, контрольных точках (постах).
Ответ:На предприятии имеется Программа экологического контроля и согласованный с Департаментом экологии по ВКО План мероприятии по снижению выбросов на период НМУ. На основании данных документов предприятие осуществляет производственный контроль уровня загрязнения атмосферы при штатной работе оборудования и в периоды НМУ с учетом фоновых концентраций на границе СЗЗ и контрольных точках (постах).
Корректировка Плана мероприятии по снижению выбросов на период НМУ с учетом намечаемой деятельности будет учтено при разработке проекта нормативов эмиссий.
Вопрос:Уровень загрязнения окружающей среды при эксплуатации объектов оценивать в сравнении с текущим (базовым) состоянием компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, земель, почвенного покрова, подземных вод, включая местообитания видов животных и птиц) на рассматриваемой территории, взятых до начала проведения намечаемой деятельности с учетом состава рудных концентратов, применяемых реагентов, образуемых в процессе выщелачивания химических соединений.
Ответ:В разделе 3.2-3.6 Отчета (стр.83) указана информация текущего состояния компонентов окружающей среды.
Вопрос:Проектом необходимо предусмотреть мониторинг паров серной кислоты в атмосферном воздухе
Ответ:При работе оборудования нового цеха в штатном режиме предусмотрена минимальная концентрация паров серной кислоты в отходящих газов, исходя из этого источники выбросов нового цеха не окажут влияние на качество атмосферного воздуха на границе СЗЗ, в связи с этим в проекте не предусматриваются изменения состава определяемых веществ на границе СЗЗ. Но данную рекомендацию возможно рассмотреть после внедрения проекта «Гидрополимет», будут произведены контрольные замеры на границе СЗЗ, в случае обнаружения паров серной кислоты на данном участке обязуемся внести этот компонент в программу мониторинга на границе СЗЗ.
Вопрос:Разработать программу производственного экологического контроля с организацией инструментального контроля на всех организованных источниках, мониторинг поверхностных вод.
Ответ:На предприятии имеется Программа производственного экологического контроля. В соответствии с программой на 50 организованных источниках из 62 проводится инструментальные замеры. Инструментальные замеры проводится на организованных источниках, где технически возможно проведение инструментальных замеров
Вопрос:Необходимо предусмотреть внедрение автоматизированной системы мониторинга в соответствии с п.8 Правил ведения автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду при проведении производственного экологического контроля, утвержденного Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 22 июня 2021 года №208.
Ответ:Внедрение автоматизированной системы мониторинга ведется по графику. В связи с завершением работ в 4 квартале 2023года
Вопрос:Разработать карту расположения постов наблюдений контроля за атмосферным воздухом, почвенными ресурсами и подземными водами, а также организацию экоплощадок для мониторинга состояния растительного и животного мира и включить в ПЭК.
Ответ:На предприятии имеется Программа производственного экологического контроля с картой-схемой расположения постов наблюдений контроля за атмосферным воздухом, почвенными ресурсами и водными ресурсами.
Вопрос:Согласно ст. 210 Экологического кодекса Республики Казахстан в периоды кратковременного загрязнения атмосферного воздуха в городских и иных населенных пунктах, вызванного неблагоприятными метеорологическими условиями, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, обязаны соблюдать временно введенные местным исполнительным органом соответствующей административно- территориальной единицы требования по снижению выбросов стационарных источников вплоть до частичной или полной остановки их эксплуатации.
Ответ:На предприятии имеется согласованный с Департаментом экологии по ВКО План мероприятии по снижению выбросов на период НМУ. На основании данного документа предприятие осуществляет мероприятия в периоды НМУ.
Вопрос:В соответствии с п. 32 Приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №280 (далее – Приложение 2 к Инструкции) необходимо проведение послепроектного анализа в процессе реализации намечаемой деятельности выполнить оценку возможных существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
Ответ:В соответствии с п. 32 Приложения 2 к Инструкции по организации и проведению экологической оценки, утвержденной приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №280, предприятие планирует проведение послепроектного анализа в процессе реализации намечаемой деятельности выполнить оценку возможных существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
Данная информация включена в Отчет в разделе 12. на стр. 150.
Вопрос:Согласно п. 88 Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов химической отрасли промышленности, утвержд приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №345 местные вентиляционные системы, удаляющие вредные вещества 1-го и 2-го классов опасности, должны быть сблокированы с пусковым устройством технологического оборудования, включаются одновременно с включением оборудования и выключаются не ранее чем через 3 минуты после прекращения работы на этом оборудовании. Местные вытяжные установки, не сблокированные с технологическим оборудованием, включаются за 3-5 минут до начала работы технологического оборудования и выключаются через 3-5 минут после окончания работы. Необходимо предусмотреть указанные требования.
Необходимо предусмотреть установку пыле-газоочистных сооружений на источниках выбросов согласно ст. 207 Кодекса.
Необходимо отметить. что в соответствии с п.4 ст.207 Кодекса, в случае, если установки очистки газов отсутствуют, отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание, эксплуатация соответствующего источника выброса загрязняющих веществ запрещается.
Так, в кадмиевом отделение осуществляется выщелачивание с использованием серной кислоты. Однако выбросы осуществляются через дефлектор без очистки (ист. 1012).
Также, в электролизном цехе загрязняющие вещества выбрасываются через проемы аэрационного фонаря на высоте 21 метра ((ист. 0549).
Ответ:Риддерский металлургический комплекс не относится к объектам химической отросли, деятельность предприятия регламентирована требованиям «Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов по производству расплавов черных, цветных, драгоценных металлов и сплавов на основе этих металлов».
Согласно п.1 ст. 207 ЭК запрещаются размещение, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов I и II категорий, которые не имеют предусмотренных условиями соответствующих экологических разрешений установок очистки газов. Таким образом, установленный в п.4 запрет на эксплуатацию источника выброса в случае отсутствия или неэффективной работы установок очистки газа применяется только к источникам, которые согласно проект вентсистем должны быть оборудованы такими установками. На указанных участках кадмиевого отделения и электролизного цеха концепция систем вентиляции с выбросом через дефлекторы и шахты заключается в удалении избыточного давления, создаваемого приточными системами, из атмосферы цеха. При этом удаление воздуха происходит естественным образом из помещения, а не от конкретной единицы оборудования. Вредные вещества в удаляемом воздухе присутствуют на уровнях не выше ПДК р.з., что не требует их очистки.
Данные решения предусмотрены экологическим разрешением РМК.
В сернокислотном отделении Риддерского металлургического комплекса внедрены блокировки оборудования. В случае аварийной или нештатной ситуации, связанной с превышающим количеством газа на прицеховой территории, срабатывает моментальная остановка оборудования вплоть до остановки печи КС.
Вопрос:Необходимо соблюдать требования п. 137 Правил обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов химической отрасли промышленности, утвержд. приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года №345 – на случай прорыва кислоты и кислой воды через сальники центробежных насосов, под сальниками устанавливают поддоны или лотки с отводами, выполненные из коррозионностойких материалов. Сбор загрязненных стоков осуществляется в приемные сборники (зумпфы). Кроме того, необходимо предусмотреть аварийные резервуары для сбора химических жидкостей на случай аварийных ситуаций
Ответ:В гидрометаллургических цехах сбор загрязненных стоков осуществляется в приемные сборники (зумфы) с дальнейшим возвратом в технологический процесс.
Вопрос:Эксплуатация нового цеха Гидрополимер с использованием новой технология требует увеличения расхода производственной воды на приготовление раствора серной кислоты по ярозитной технологии, что также приведет к увеличению объемов сточных вод.
Ответ:Проектом предусматривается строительство цеха Гидрополимет на территории существующего Гидрометаллургического цеха РМК. Проектом не предусматривается увеличение объемов водоснабжения и водоотведения.
У предприятия имеется разрешение на специальное водопользование на забор воды и сброс сточных вод в водный объект. (приведено в приложении 12 и 13 Отчета ОВВ)
Вопрос:Необходимо соблюдать требования ст. 66, п. 5 ст. 90, п.2 ст. 120 Водного Кодекса Республики Казахстан
Ответ:Проектом предусматривается строительство цеха Гидрополимет на территории существующего Гидрометаллургического цеха РМК. Проектом не предусматривается увеличение объемов водоснабжения и водоотведения.
У предприятия имеется разрешение на специальное водопользование на забор воды и сброс сточных вод в водный объект. (приведено в приложении 12 и 13 Отчета ОВВ)
На предприятии использование подземные воды, пригодные для питьевого водоснабжения не используется для технологических нужд. Техническое водоснабжение осуществляется за счет поверхностных вод из резервного гидроузла Быструшинского водохранилище на р.Быструха.
Предприятием на планируется проведение операций по недропользованию в контурах месторождений и участков подземных вод, которые используются или могут быть использованы для питьевого водоснабжения.
Вопрос:Необходимо провести классификацию отходов в соответствии со ст. 338 Кодекса.
Ответ:Отходы классифицированы в соответствии с классификатором отхода утвержденный Приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 6 августа 2021 года № 314. (раздел 6 Отчета ОВВ на стр.136)
Вопрос:Необходимо приложить водный баланс РМК с обязательным указанием динамики ежегодного объема забираемой свежей воды, как основного показателя экологической эффективности системы водопотребления и водоотведения. В представленной табличной форме, водохозяйственном балансе указать объемы воды цеха Гидрополимера, технологической воды, сточной воды, объем водооборотной воды.
Ответ:Замечание принято. Отчет будет дополнен информацией о динамике ежегодного объема забираемой свежей воды, а также будет представлен табличной форме водохозяйственный баланс с указанием объемов воды цеха Гидрополимет. (стр.57 Отчета ОВВ)
Вопрос:Операторы объектов I и (или) II категорий в целях рационального использования водных ресурсов обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по повторному использованию воды, оборотному водоснабжению ст. 222 Кодекса.
Ответ:У предприятия имеется система оборотного водоснабжения. (стр.133 Отчета ОВВ)
В 2021 году после реконструкции системы водооборота РМК был ликвидирован сброс сточных вод (выпуск №8) в реку Тихая.
Вопрос:В случае наличия опасных отходов в соответствии со ст. 336 Кодекса специализированным организациям, занимающимся выполнением работ (оказанием услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов необходимо получить лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды по соответствующему подвиду деятельности согласно требованиям Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Следовательно, необходимо указать какие организации будут привлечены к таким работам и номер лицензии.
Ответ:При реализации намечаемой деятельности образуется следующие виды опасных отходов:
- Тара из-под лакокрасочных материалов
- Технологический мусор
- Ярозитный кек.
Тара из-под лакокрасочных материалов будет передаваться специализированным организациям, занимающимся выполнением работ (оказанием услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов. При заключении договора будут учтены наличие у организации лицензии на выполнение работ и оказание услуг.
Технологический мусор используется в качестве заполнителя пустот при рекультивации отработанного глиняного карьера (заключение ГЭЭ №03-08/7590 от 06.11.2006 г.).
С учетом намечаемой деятельности ярозитный кек планируется стабилизация с применением процесса «Ярофикс» и утилизация в составе закладочной смеси. В качестве приоритетного предлагается вариант закладки шахтных пустот Долинного рудника с использованием ярофикс-содежащей твердеющей смеси.
Вопрос:В соответствии со ст. 327 Кодекса необходимо выполнять соответствующие операции по управлению отходами таким образом, чтобы не создавать угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, экологического ущерба, и, в частности, без:
1) риска для вод, в том числе подземных, атмосферного воздуха, почв, животного и растительного мира;
2) отрицательного влияния на ландшафты и особо охраняемые природные территории.
При этом, необходимо учитывать принципы иерархии мер по предотвращению образования отходов согласно ст. 329, п.1 ст. 358 Кодекса.
Кроме того, согласно п.3 ст. 359 Кодекса оператор объекта складирования отходов представляет ежегодный отчет о мониторинге воздействия на окружающую среду в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Ответ:При реализации намечаемой деятельности будут учтены требования ст. 327 Экологического Кодекса.
В соответствии со ст. 329 Принцип иерархии в отношении образуемых ярозитсодержащих осадков реализуется следующим образом:
Подбор технологических параметров осаждения ярозитсодержащих осадков осуществляется с тем, чтобы обеспечить образование отходов на уровне технологического минимума;
Образующийся осадок подлежат восстановлению;
Операции по удалению не производятся.
В процессе эксплуатации отчетность будет осуществляться в установленном порядке.
Вопрос:Необходимо соблюдать требования п.2 ст.320 Кодекса, места накопления отходов предназначены для временного складирования отходов на месте образования на срок не более шести месяцев до даты их сбора (передачи специализированным организациям) или самостоятельного вывоза на объект, где данные отходы будут подвергнуты операциям по восстановлению или удалению.
Ответ:При реализации намечаемой деятельности будут учтены требования п.2 ст.320 Экологического Кодекса.
Вопрос:Согласно п. 5 Требований к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности, утвержд. Приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 декабря 2021 года №482 не допускается смешивание отходов, подвергнутые раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.
Ответ:На предприятии выполняются требования к раздельному сбору отходов, в том числе к видам или группам (совокупности видов) отходов, подлежащих обязательному раздельному сбору с учетом технической, экономической и экологической целесообразности.
Вопрос:Согласно п. 12 Приложения 2 к Инструкции не дано описание предусматриваемых для периода эксплуатации объекта мер по предотвращению, сокращению, смягчению выявленных существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.
Ответ:Замечание принято. Отчет дополнен информацией предусматриваемых мер по предотвращению, сокращению, смягчению выявленных существенных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду. (Раздел 9 на стр.145 Отчета ОВВ).
Вопрос:Предусмотреть мероприятия по посадке зеленых насаждений согласно требованию приложения 3 Кодекса.
Согласно п.50 Параграфа 2 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека» (Утверждены приказом и. о. Министра здравоохранения РК от 11.01.2022 года №ҚР ДСМ-2), СЗЗ для объектов I классов опасности максимальное озеленение предусматривает – не менее 40% площади, с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
При невозможности выполнения указанного удельного веса озеленения площади СЗЗ (при плотной застройке объектами, а также при расположении объекта на удалении от населенных пунктов, в пустынной и полупустынной местности), допускается озеленение свободных от застройки территорий и территории ближайших населенных пунктов, по согласованию с местными исполнительными органами, с обязательным обоснованием в проекте СЗЗ. При выборе газоустойчивого посадочного материала и проведении мероприятий по озеленению учитываются природно-климатические условия района расположения предприятия.
Ответ:В числе согласованных мероприятий по охране окружающей среды, предусмотрены ежегодные работы по озеленению территории в пределах границ СЗЗ. С этой целью на территории комплекса и его СЗЗ регулярно проводится посадка, уход и содержание зеленых насаждений.
В 2023 году предусмотрено мероприятие по озеленению территории СЗЗ, посадка саженцев за территорией комплекса. Вид и количество саженцев, а также место высадки будет согласовано с акиматом г.Риддера. (стр.131 Отчета ОВВ)
Вопрос:Предусмотреть мероприятия по посадке зеленых насаждений согласно требованию приложения 3 Кодекса.
Согласно п.50 Параграфа 2 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к санитарно-защитным зонам объектов, являющихся объектами воздействия на среду обитания и здоровье человека» (Утверждены приказом и. о. Министра здравоохранения РК от 11.01.2022 года №ҚР ДСМ-2), СЗЗ для объектов I классов опасности максимальное озеленение предусматривает – не менее 40% площади, с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
При невозможности выполнения указанного удельного веса озеленения площади СЗЗ (при плотной застройке объектами, а также при расположении объекта на удалении от населенных пунктов, в пустынной и полупустынной местности), допускается озеленение свободных от застройки территорий и территории ближайших населенных пунктов, по согласованию с местными исполнительными органами, с обязательным обоснованием в проекте СЗЗ. При выборе газоустойчивого посадочного материала и проведении мероприятий по озеленению учитываются природно-климатические условия района расположения предприятия.
Ответ:В числе согласованных мероприятий по охране окружающей среды, предусмотрены ежегодные работы по озеленению территории в пределах границ СЗЗ. С этой целью на территории комплекса и его СЗЗ регулярно проводится посадка, уход и содержание зеленых насаждений.
В 2023 году предусмотрено мероприятие по озеленению территории СЗЗ, посадка саженцев за территорией комплекса. Вид и количество саженцев, а также место высадки будет согласовано с акиматом г.Риддера. (стр.131 Отчета ОВВ)
Вопрос:Необходимо указать информацию об определении вероятности возникновения аварий и опасных природных явлений и др. в соответствии с п. 11 Приложения 2 Инструкции.
В соответствии со ст. 77 Кодекса составитель отчета о возможных воздействиях, инициатор несут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за сокрытие полученных сведений о воздействиях на окружающую среду и представление недостоверных сведений при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Ответ:В разделе 8 (стр.141) указана информация об определении вероятности возникновения аварий и опасных природных явлений.
Вопрос:Как повлияет внедрение проекта на долгосрочную перспективу работы завода?
Ответ:Переход на ярозит процесс позволит снизить уровень топлива на РМК что способствует снижению выбросов и выбросов снижения парниковых газов. Внедрение этого проекта позволит соответствовать нашему предприятию НДТ и снизить свое воздействие на окружающую среду, кроме того, сейчас проходит разработка и других проектов, и соответственно это позволит заводу в перспективе работать еще 30-40 лет с минимальным воздействием в окружающую среду и соответствовать постоянно ужесточающим требованиям нормативам сбросам и выбросам.
Онерханулы Айдар, (главный специалист отдела экологического проектирования ТОО «Центр экологических стандартов»)
Вопрос:Почему для закладки шахтных пустот решили выбрать ярозитный кек? А что использовали раньше?
Ответ:Существует проект, который согласован с государственными органами, где материалы на заполнение шахтных пустот строго оговорены.
Это пять ингредиентов: вода, хвосты обогащения, Темиртаский шлак, шлак Усть-Каменогорского металлургического комплекс и все они дозируются строго по пропорциям. Главное правило это прочность.
Для того, чтобы заменить один из компонентов, проводится большое исследование. Мы добавляем новый материал золошлаки+ярозит, при этом мы исключаем использование Усть-Каменогорского шлака. При использовании ярозита и золошлака прочность не меняется, но при этом дозирование будет строго по регламенту.
Кроме регламента, который выполнил ВНИИЦветмет, еще тремя лабораториями проведены исследования на предмет безопасности применения этого вида отхода – это биотестирование, токсикология, хим состав и минералогия. То есть три лаборатории – Лаборатория Казцинка, аттестованная лаборатория НПО ВК ЭКО и Республиканская лаборатория СЭС совместно провели исследования по этому виду отхода дали нам рекомендации по опасности отхода и возможности применения в закладку. Если бы были отрицательные результаты, то мы бы на это не пошли.
(Такеев К.Б. – главный эколог ТОО Казцинк)
Вопрос:После введения в эксплуатацию цеха «Гидрополимет» будет ли увеличение выбросов и сбросов загрязняющих веществ на водные объекты?
Ответ:Намечаемая деятельность является природоохранным мероприятием, которое снизит выбросы загрязняющих веществ. Проектом предусмотрено поэтапное снижение с 2025 по 2027 годы. После реализации намечаемой деятельности выбросы загрязняющих веществ Риддерского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» снизится на: в 2027 году на 892,365 т/год, в том числе основные загрязняющие вещества: сера диоксид на 714,0 т/год, диоксид азота на 12,793 т/год, углерод оксид на 129,437 т/год.
Увеличения по сбросам нет (из доклада).
(главный специалист отдела экологического проектирования ТОО «Центр экологических стандартов»)