Вопрос:1.Отчет "Биологическое обоснование на деятельность по движению судов на воздушной подушке в нерестовый период, способную повлиять на объекты животного мира и среду их обитания, а также законодательных инициатив по движению СВП в нерестовый период" недостаточно структурирован, много повторяющихся перечислений фактов и данных, также Отчет плохо вычитан, много орфографических ошибок, поэтому необходимо откорректировать данный Отчет, удалить повторы и т.д.
2. Кем конкретно проводились эти исследования, конкретно какой лабораторией и достаточно ли было времени для проведения подобного исследования?
3. Как явствует из Отчета, "полевые работы по измерению уровня воздушного шума от СВП при разных режимах движения судна, а также уровня шума на борту СВП проводились в 2017-2022 гг в соответствии с рекомендациями межгосударственного стандарта ГОСТ 31329-2006 «Измерение шума судов на внутренних линиях и в портах» (ISO 2922:2000 «Acoustics – Measurements of airborne sound emitted by vessels on inland waterways and harbours»). Измерения подводного шум от судов в р. Урал и на мелководном шельфе Каспийского моря по международному стандарту ISO (2016 г - ISO 17208– 1:2016, а (E)) не представляются возможными из-за малых глубин в местах измерений в реке Урал и на шельфе Северного Каспия. Тем не менее, при оценке подводного шума СВП, учитывались основные рекомендации стандарта ISO 2016 г и была использована методика измерения промышленных шумов в мелководных районах, применяемая в Институте океанологии РАН. Почему в разделе указываются разные ISO стандарты и методики измерения шума?
4. По данным научных исследований основным влиянием на СВП на рыб и птиц является акустическое воздействие – подводный и воздушный шум. Судно на воздушной подушке использует поток воздуха, который создается работой двигателя не только для движения, но и для уменьшения силы трения. Воздушная подушка – это слой сжатого воздуха под дном судна, которая удерживается благодаря силе тяжести судна. основным источником внешнего шума от судна на воздушной подушке является воздушный вентилятор, который представляет собой пропеллер с диаметром колеса примерно 1,5 м и более, окруженный кольцевым экраном и установленным в кормовой части судна. Вопрос: Все-таки внешний шум создает воздушный вентилятор, есть ли возможность использовать более экологичную модель СВП в акватории Урала и Северо-Восточного Каспия?
5. Поскольку в Республике Казахстан, да и в других странах, отсутствуют нормативные документы по пороговым уровням воздействия шума на орнито- и ихтиофауну, к тому же отсутствуют и пороговые уровни подводного шума. В мировом сообществе рекомендовано использовать критические пороговые уровни воздействия шума на рыб и птиц. В результате проведенных многочисленных исследований воздействий шума на рыб были рекомендованы критические пороговые уровни звука при акустическом воздействии на рыб от не импульсного звука (типа шума от судоходства) и уровень в 130–140 SPL (дБ) относительно 1 мкПа скз является уровнем начала поведенческих реакций рыб. Вопрос: При отсутствии нормативов и пороговых уровней, насколько корректно использовать мировые рекомендации пороговых уровней звука в условиях Урала и акватории казахстанского сектора Каспийского моря?
6. Сравнение с европейскими морями и мировыми водоемами не убедительно и некорректно(!!!), т.к. у представленных проливов и морей различные гидрологические характеристики и состав биоты. Цитата из отчета: «Сотни таких судов уже перевозят миллионы пассажиров на регулярных линиях в проливе Ла-Манш, Ирландском море, на Средиземноморском побережье Франции и Италии, в Канаде, США, в странах Карибского моря, а также в Японии и Австралии. Большинство судов на воздушной подушке имеет вместимость до 100 пассажиров и более. С 1968 года началась эксплуатация судов на воздушной подушке типа 5К4, вмещающих 254 пассажира и 30 легковых автомашин. Эти суда пересекают ЛаМанш за 40 минут». Каспий- замкнутый водоем со своей гидродинамикой, очищением, саморегуляцией, уникальным биоразнооблазием и экосистемой, поэтому требуются исследования более корректные, с учетом уникальной экосистемы Каспия и реки Урал!
7. По обеспечению вибрационной безопасности на транспорте и других работах, связанных с неблагоприятным воздействием вибрации на человека, установлены в ГОСТ 12.1.012– 2004 «Вибрационная безопасность. Общие требования». Вопрос: Не понятно, почему используется данный ГОСТ, который обеспечивает нормативы при воздействии вибрации на человека? Отчет же должен дать биологическое обоснование воздействия СВП на ихтио- и орнитофауну Урала и акватории Северо-Восточного Каспия.
8. Согласно отчета: "При нормировании воздействия шума на экологические системы с высоким уровнем биологического разнообразия целесообразно учитывать допустимые уровни звукового давления. В мировом сообществе рекомендовано использовать критические пороговые уровни воздействия шума на рыб и птиц. При фоновом уровне шума 50 дБА (в русле реки Урал), безопасным уровнем на местности можно считать значение 80 дБА". Вопрос: Почему именно этот уровень считается допустимым, если эти уровни применяются на рабочих местах для человека?
9.Практически все научно-исследовательские суда Европы и США проходят акустическую аттестацию и получают акустические паспорта на соответствие требованиям ICES. Рекомендации ICES по снижению уровня подводных судовых шумов и по процедуре измерения подводного шума рыбопоисковых судов были опубликованы в 1995 г. в работе, известной как Рекомендации ICES № 209. В 2018 г вышло (в 2022 г переиздано) Руководство Американского бюро судоходства по классификационным обозначениям подводного шума и критериям применения мер по снижению подводного шума. Вопрос: При чем тут Каспий и СВП? И есть ли в Казахстане лаборатория или ведомство, которое проводит подобную акустическую аттестацию?
10. По Методике проведения орнитологических исследований: Где графики размещения скопления птиц? Каков видовой состав орнитофауны исследовался? Каков охват территории?
Ответ:1. отчет откорректирован
2. Исследования проводились под руководством руководителя Лаборатории шумов и флуктуации звука в океане института Океанологии им. Ширшова кандидата физико-математических наук Веденева Александра Ивановича. С 2004 г. он избирается членом ряда международных научных комиссий МСОП (ISRP, IISG, WGWAP), где работает по проблеме сохранения популяции серых китов. Член правления Российского Совета по Морским Млекопитающим.
Автор изобретения и более 90 научных работ.
Остальные исполнители полевых работ также являются кандидатами физико-математических наук и научными сотрудниками лаборатории шумов и флуктуации звука в океане института Океанологии им. Ширшова.
Шумовые исследования проводились в 2017, 2019 и 2022 гг. в достаточном объеме для получения всех необходимых параметров для построения модели распространения шума в регионе исследований.
Исследования проводились в соответствии с утвержденными методиками, которые учитывают необходимое время и параметры для получения достоверных данных. Также следует отметить, что перед каждым из перечисленных полевых исследований проводились соответствующие круглые столы в широком составе, где презентовалась и обсуждалась каждая из методик по направлениям исследований.
3. В разделе рассчитывались два разных вида шумов – подводный и воздушный. В связи с этим для измерений воздушного шума от СВП использовались одни стандарты и методики, а для измерений подводного шума использовались другие стандарты и методики, указанные в Разделе.
4. Данный тип судов на воздушной подушке является наиболее экологичным среди остальных существующих в данное время типов. Это также подтверждено тем, что СВП используются в экологически чувствительных районах по всему миру, где требуется обеспечить минимальное воздействие как на флору так и на фауну региона (Национальные парки и Заповедники Великбритании, Канады, Австралии, РФ и др.). Проведенные исследования доказали, что воздействие на фауну будет низким и не будет превышать пороговых значений начала поведенческих реакций у представителей. Более того, производители данного типа судов, постоянно работают над совершенствованием конструкции вентиляторов (пропеллеров) в части шумоподавления – применение защитных кожухов, применение специальных покрытий лопастей вентиляторов, уменьшающий трение о воздух и снижающих шумовой эффект).
5. Учитывая, что данное направление научных исследований является для Казахстана абсолютно новым, по сравнению, например, с исследованиями, проведенными и проводимыми в РФ, то использование международных данных, которые проводятся уже довольно давно и содержат большой объем накопленной информации и выводов, является единственно возможным способом обосновать соответствующие проведенные исследования в РК.
Воздействие подводного и воздушного шума на орнито- и ихтиофауну ещё не до конца изучено как в Республике Казахстан, так и во всем мире и является темой для дальнейшего изучения. На сегодняшний день подводный и воздушный шум никак не регулируется национальными нормативными документами.
В связи с чем и были использованы международные рекомендации по «временным» порогам и руководства по пороговым значениям звукового давления SPL или энергетические пороги – уровни звукового воздействия SEL (Таблица 6.3.4.1) для того, чтобы определить возможные реакции рыб на уровни воздействия подводного шума.
Поэтому, считаем, что корректно использовать данные мировые рекомендации пороговых уровней звука.
В перспективе, учитывая, что данный вид транспорта имеет потенциальный спрос как в мире так и Казахстане, целесообразно утвердить в РК соответствующие методики и нормативы на основе указанных международных.
6. Использованные методики шумовых измерений, как раз рассчитаны на то, чтобы, измерив показания текущего района исследований, привести их к единому показателю и соответственно иметь возможность сравнивать с другими районами исследований. Основными характеристиками, которыми различаются водоемы является глубина водоема и характеристика его дна. Остальными характеристиками (вернее разницей между ними от водоема к водоему), такими как мутность, температура, соленость воды и др. можно пренебречь, так как они не существенно влияют на конечные результаты, по сравнению с глубиной.
7. Настоящие нормы шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения (далее - нормы) разработаны в соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях» и устанавливают нормы шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения на территории государственных природных заповедников.
То есть данные нормы установлены для популяций природных заповедников, в нашем случае для представителей орнитофауны.
При этом на сегодня, научной подтверждающей базы к этим нормативам не обнаружено. Т.е. возможно, при более обоснованном подходе, данные нормативы потребуется пересмотреть, с точки зрения обоснованности.
8. Настоящие нормы шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения (далее - нормы) разработаны в соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 40 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об особо охраняемых природных территориях» и устанавливают нормы шумовых и иных акустических воздействий искусственного происхождения на территории государственных природных заповедников.
То есть данные нормы установлены для популяций природных заповедников, в нашем случае для представителей орнитофауны.
При этом на сегодня, научной подтверждающей базы к этим нормативам не обнаружено. Т.е. возможно, при более обоснованном подходе, данные нормативы потребуется пересмотреть, с точки зрения обоснованности.
9. Нет, в Республике Казахстане не имеется такой лаборатории или ведомства. Рекомендации ICES были рассмотрены так как ICES является Международным советом по исследованию моря (ИКЕС) и является глобальной межправительственной организацией, способствующей развитию морской науки. Основная роль Международного совета по исследованию моря – повышение научных знаний о морской среде, комплексный системный подход к изучению морской экосистемы и биоресурсов, предоставление объективных, беспристрастных незаполитизированных рекомендаций компетентным органам.
Целью Главы 2.6 являлось рассмотрение и анализ имеющейся законодательной основы установленных акустических уровней воздействия в РК и в других странах в связи с тем, что западные страны имеют больший опыт в оценке воздействия подводного шума.
Поэтому рассматривался опыт стран Европы и США и их рекомендации относительного подводного шума.
10. Данная информация представлена в Разделе 6.3.2 – Влияние шума и вибрации на птиц.
Во время проведения шумовых исследований в 2017 2019 и 2022 гг. были исследованы поведенческие реакции птиц в крупных колониях, представленных на Рисунке 6.3.2.1 относительно предполагаемого маршрута СВП. Колонии 1 и 2 находятся на расстоянии 1,5 и 2,3 км от СКЭБР и в 2 и 3,6 км от русла р. Жайык (Урал). Колония 1.1 расположена менее чем в 1 км от русла Урала. Колония 3, расположенная на Ракушечной шалыге, находится теоретически на расстоянии 12 км от предполагаемого маршрута.
Миграционные скопления. По В.А. Ковшарь миграционные скопления никогда не концентрировались вблизи русла Урала, т.к. здесь всегда существовало довольно активное движение моторных лодок, катеров, рыбацких транспортных средств. Ближайшие стаи отмечались на расстоянии 1,5–2 км от русла. В последние годы это расстояние увеличилось до 5–7 км.
Полученные результаты полевых орнитологических работ подтвердили литературные данные о первостепенной роли зрения и второстепенной – слуха. Видимых негативных поведенческих реакций птиц на шум, производимый СВП, отмечено не было. Максимальные отмеченные реакции – приостановление текущих занятий на время приближения и удаления источника шума. Наиболее чувствительными к различным факторам беспокойства (визуальным, акустическим) были веслоногие (пеликаны), голенастые (различные виды цапель), пластинчатоклювые (различные виды уток). Наиболее толерантными – чайки, крачки и воробьиные птицы.
Во время полевых исследований была отмечена поведенческая реакция 13 видов птиц, находившихся на различном расстоянии от движущегося СВП: черноголовый хохотун, хохотунья, чеграва, кудрявый пеликан, большой баклан, ворона, болотный лунь, кваква, малый баклан, малая белая цапля, скворец и серая цапля.
Вопрос:Были измерены максимальные уровни шума от СВП «Каспиан Фалькон» при прохождении траверза на растояниях от 25 м до 40 м. Но не указаны место и берега. Это до краев форватора Урало Каспийского бассейна ?
Угасание шумов на расстояниях 25 и 40 м составило 101.7 и 103.0 дб соответственно. Не смотря на то вторичная точка измерения увеличивается от начальной на 37,5 %, уменьшение шума составило всего -1,3%. Это говорит о большой возможности звука растелятся на дальние расстояния. На каком именно расстоянии шум гасится до нулевого уровня? Это нужно измерить !
СВП на крейсерской скорости (10–14 м/с). Этому же диапазону соответствуют минимальные значения уровней звукового воздействия - 𝑆𝐸𝐿𝐴 (25) ≤ 100 дБA. На ней и советуем двигатся до выхода в открытое море
Оценка зон гидроакустического воздействия шумов от СВП на ихтиофауну. В материале указано что 17 мая 2022 года были сделаны измерения. В горизонтальной плоскости уровней этих шумов изолинии 120 и 130 дБ отн.1мкПА, отмечены как пороги начала отрицательных реакций для рыб. Да как ? 130 дб это звук реактивного самолета а 120 громкой музыки. Скорость звука в воде в четыре с половиной раза больше, чем в воздухе, и составляет 1440 м/сек. Посторонние звуки затрудняют эхолокацию и мешают млекопитающим охотиться и общаться между собой, говорится в исследовании, опубликованном в журнале PeerJ. По данным этого же исследования, шум от кораблей под водой достигает в среднем 173 подводных децибел, что эквивалентно 111 децибелам на суше, что составляеет 1,55 раз. Если применить воздушный шум 103 от СВП «Каспиан Фалькон» к подводному шуму, то оно может достигнуть до 159,6 дб что очень опасно для ихтиофауны. 140-160 это начало негативных поведенческих реакций, избегание зоны с повышенным уровнем шума, вероятность снижения уловов. И это на растоянии 40 м от источника. То есть по всей реке которая имеет всего 90 ширины воздействие будет хуже !
При оценке альтернатив по локации СКЭБР признается Вами наиболее приемлемым местом для строительства пассажирского терминала, имея наименьшую удаленность от морских месторождений, обеспечивая оперативную, круглогодичную доставку персонала на месторождения, с соблюдением критерия минимизации логистических и капитальных затрат.
Но когда в последний раз проводилось глубинное зондирование? Уже сегодня почти 10 процентов моря ушло.
Ответ:Все точки измерений указаны в отчётах по шумовым исследованиям, проведённым в 2017, 2019, 2022 гг и в разделе 6 Настоящего «Проекта БО …». Измерения показали, что уровни подводного шума СВП мало зависят от точки измерения, поскольку подводный канал распространения шума в реке в разных точках имеет сходные характеристики (они измерены в 2017 г), но уровни подводного шума на заданном расстоянии от СВП зависят от скорости движения СВП (оборотов двигателей) и сезона (распределения скорости звука по глубине в воде).
Отметим также, что понятие «фарватер» для СВП не применяется, поскольку СВП может идти по отмелям и даже по суше.
Приведённое рассуждение неверно, проценты не учитывают логарифмическую природу дБ! Учитывая логарифмическую зависимость, разница в 1.3 дБ уменьшения интенсивности шума составит 1.35 раза! Если бы интенсивность шума уменьшилась на 3 дБ, это значило бы уменьшение в 2 раза.
Например, есть два судна каждый с уровнем подводного шума 100 дБ. Суммарный уровень шума от 2-х судов составит 103 дБ.
Измерить падение уровня шума до нулевого уровня невозможно и ненужно. Можно оценить расстояние, на котором уровень шума упадёт до уровня окружающего фона (по измерениям 2017г уровень окружающего фона из-за ветра, волн, течения, дальнего судоходства, примерно 40–50 дБ в полосе частот до 10 кГц, (см. Сводный отчёт 2018 г). Исследования показали, что уровни шума падают по сферическому закону, т. е. обратно пропорционально квадрату расстояния до СВП. Например, на расстоянии ширины канала (130 м) уровни шума падают на 20 дБ. Из-за низкого уровня подводного шума СВП они снижаются ниже порога начала негативных реакций (130 дБ) уже на расстоянии размера СВП (его длина 30 м).
Совершенно верно, именно на крейсерской скорости уровни и подводного и воздушного шума минимальны (Таблица 8.2.1.1 Настоящего «Проекта БО …». Именно эта скорость СВП и рекомендована.
Указанные уровни «130 дб звук реактивного самолёта, а 120 дб громкой музыки» - это для воздушного шума измеряемого в дБА отн, 20 мкПа, к подводному шуму измеряемому в дБ отн. 1 мкПа отношения не имеет.
Воздушный шум нельзя «применять» к подводному шуму. Они измеряются в разных дБ, у них разные источники, разное волновое сопротивление среды распространения и только малая часть воздушного шума может проникать в воду. Как указано в Сводном отчёте 2019 г:
«Источником подводного шума остаётся воздушный шум, который может проникать через границу раздела воздушной и водной среды, хотя практически полностью отражается от границы воздух – вода, с коэффициентом отражения X близким к 100 %. Это происходит из-за значительной разницы т.н. волнового сопротивления Rвозд в воздушной и Rвод в водной среде (R- это произведение плотности среды на скорость звука в среде). Для границы воздух-вода Rвозд / Rвод = 3 х 10-4 и Х = 99.88 %, что означает практически полное отражение падающего на поверхность воды воздушного шума».
Данная информация также добавлена в Настоящий «Проект БО …», в раздел 6.
Уровни шума 140–160 дБ на расстоянии 40 м не регистрировались (см. ответ на второй вопрос). Так что если принять порог негативного воздействия на рыб 140–160 дБ то негативного воздействия наблюдаться не будет.
Да, проект согласован, и на него получено положительное заключение Госэкспертизы № 15–0001/17 от 04.01.2017 г. (положительное) по технико-экономическому обоснованию «Строительство пассажирского терминала на территории «Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти» (СКЭБР) при проведении морских нефтяных операций с разработкой предварительной оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду»
Да, в последние годы наблюдается обмеление Каспийского моря, поэтому и для транспортировки рабочего персонала и выбрано СВП, которое может двигаться как воде / снегу / льду, так и по мелководью и суше.
Данным «Проектом БО …» работы по глубинному зондированию не предусмотрены.